Интересные приемы программирования на Bash
Эти приемы были описаны во внутреннем проекте компании Google «Testing on the Toilet» (Тестируем в туалете — распространение листовок в туалетах, что бы напоминать разработчикам о тестах).
В данной статье они были пересмотрены и дополнены.
Безопасность
Я начинаю каждый скрипт со следующих строк
#!/bin/bash
set -o nounset
set -o errexit
Это защищает от двух частых ошибок
- Попыток использовать не объявленные переменные
- Игнорирование аварийного завершения команд
Если команда может завершиться аварийно, и нас это устраивает, можно использовать следующий код:
if ! ; then
echo "failure ignored"
fi
Нужно помнить что некоторые команды не возвращают код аварийного завершения например “mkdir -p
” и “rm -f
”.
Так же есть сложности с вызовом цепочек подпрограмм (command1 | command 2 | command3) из скрипта, для обхода этого ограничения можно использовать следующую конструкцию: |
(./failing_command && echo A)
В этом случае оператор ‘&&’ не позволит выполниться следующей команде, подробнее — Bash: Error_handling
Функции
Bash позволяет использовать функции как обычные команды, это очень сильно повышает читаемость вашего кода:
Пример 1:
ExtractBashComments() {
egrep "^#"
}
cat myscript.sh | ExtractBashComments | wc
comments=$(ExtractBashComments < myscript.sh)
Пример 2:
SumLines() { # iterating over stdin - similar to awk
local sum=0
local line=””
while read line ; do
sum=$((${sum} + ${line}))
done
echo ${sum}
}
SumLines < data_one_number_per_line.txt
Пример 3:
log() {
# classic logger
local prefix="[$(date +%Y/%m/%d\ %H:%M:%S)]: "
echo "${prefix} $@" >&2
}
log "INFO" "a message"
Попробуйте перенести весь ваш код в функции оставив только глобальные переменные/константы и вызов функции «main» в которой будет вся высокоуровневая логика.
Объявление переменных
Bash позволяет объявлять переменные нескольких типов, самые важные:
- local (Для переменных используемых только внутри функций)
- readonly (Переменные попытка переназначения которых вызывает ошибку)
## Если DEFAULT_VAL уже объявлена, то использовать ее значение, иначе использовать '-7'
readonly DEFAULT_VAL=${DEFAULT_VAL:-7}
myfunc() {
# Использование локальной переменной со значением глобальной
local some_var=${DEFAULT_VAL}
...
}
Есть возможность сделать переменную типа readonly из уже объявленной:
x=5
x=6
readonly x
x=7 # failure
Стремитесь к тому что бы все ваши переменные были либо local, либо readonly, это улучшит читаемость и снизит количество ошибок.
Используйте $()
вместо обратных кавычек ` `` `
Обратные кавычки плохо читаются и в некоторых шрифтах легко могут быть перепутаны с одинарными кавычками.
Конструкция $() так же позволяет использовать вложенные вызовы без головной боли с экранированием:
# обе команды выводят: A-B-C-D
echo "A-`echo B-\`echo C-\\\`echo D\\\`\``"
echo "A-$(echo B-$(echo C-$(echo D)))"
Используйте двойные квадратные скобки [[]]
вместо одинарных []
Двойные квадратные скобки позволяют избежать непреднамеренного использования путей вместо переменных:
$ [ a < b ]
-bash: b: No such file or directory
$ [[ a < b ]]
В некоторых случаях упрощают синтаксис:
[ "${name}" \> "a" -o ${name} \< "m" ] [[ "${name}" > "a" && "${name}" < "m" ]]
А так же предоставляют дополнительную функциональность:
Новые операторы:
-
** ** Логическое ИЛИ (logical or) — только с двойными скобками. - && Логическое И (logical and) — только с двойными скобками.
- < Сравнение строковых переменных (string comparison) — с двойными скобками экранирование не нужно.
- == Сравнение строковых переменных с подстановкой (string matching with globbing) — только с двойными скобками.
- =~ Сравнение строковых переменных используя регулярные выражения (string matching with regular expressions) — только с двойными скобками.
Дополненные/измененные операторы:
- -lt Цифровое сравнение (numerical comparison)
- -n Строковая переменная не пуста (string is non-empty)
- -z Строковая переменная пуста (string is empty)
- -eq Цифровое равенство (numerical equality)
- -ne Цифровое не равенство (numerical inequality)
Примеры:
t="abc123"
[[ "$t" == abc* ]] # true (globbing)
[[ "$t" == "abc*" ]] # false (literal matching)
[[ "$t" =~ [abc]+[123]+ ]] # true (regular expression)
[[ "$t" =~ "abc*" ]] # false (literal matching)
Начиная с версии bash 3.2 регулярные выражения или выражения с подстановкой не должны заключаться в кавычки, если ваше выражение содержит пробелы, вы можете поместить его в пеерменную:
r="a b+"
[[ "a bbb" =~ $r ]] # true
Сравнение строковых переменных с подстановкой так же доступно в операторе case:
case $t in
abc*) ;;
esac
Работа со строковыми переменными:
В bash встроено несколько (недооцененных) возможностей работы со строковыми переменными:
Базовые:
f="path1/path2/file.ext"
len="${#f}" # = 20 (длина строковой переменной)
# выделение участка из переменной: ${<переменная>:<начало_участка>} или ${<переменная>:<начало_участка>:<размер_участка>}
slice1="${f:6}" # = "path2/file.ext"
slice2="${f:6:5}" # = "path2"
slice3="${f: -8}" # = "file.ext" #(обратите внимание на пробел перед знаком '-')
pos=6
len=5
slice4="${f:${pos}:${len}}" # = "path2"
Замена с подстановкой:
f="path1/path2/file.ext"
single_subst="${f/path?/x}" # = "x/path2/file.ext" #(замена первого совпадения)
global_subst="${f//path?/x}" # = "x/x/file.ext" #(замена всех совпадений)
Разделение переменных:
f="path1/path2/file.ext"
readonly DIR_SEP="/"
array=(${f//${DIR_SEP}/ })
second_dir="${arrray[1]}" # = path2
Удаление с подстановкой:
# Удаление с начала строки, до первого совпадения
f="path1/path2/file.ext"
extension="${f#*.}" # = "ext"
Удаление с начала строки, до последнего совпадения
f="path1/path2/file.ext"
filename="${f##*/}" # = "file.ext"
Удаление с конца строки, до первого совпадения
f="path1/path2/file.ext"
dirname="${f%/*}" # = "path1/path2"
Удаление с конца строки, до последнего совпадения
f="path1/path2/file.ext"
root="${f%%/*}" # = "path1"
Избавляемся от временных файлов
Некоторые команды ожидают на вход имя файла, с ними нам поможет оператор ‘<()’, он принимает на вход команду и преобразует в нечто что можно использовать как имя файла:
# скачать два URLa и передать их в diff
diff <(wget -O - url1) <(wget -O - url2)
Использование маркера для передачи многострочных переменных:
# MARKER — любое слово.
command << MARKER
...
${var}
$(cmd)
...
MARKER
Если нужно избежать подстановки, то маркер можно взять в кавычки:
# конструкция вернет '$var' а не значение переменной
var="text"
cat << 'MARKER'
...
$var
...
MARKER
Встроенные переменные
- $0 Имя скрипта (name of the script)
- $1 $2… $n Параметры переданные скрипту/функции (positional parameters to script/function)
- $$ PID скрипта (PID of the script)
- $! PID последней команды выполненной в фоне(PID of the last command executed (and run in the background))
- $? Статус возвращенный последней командой (exit status of the last command (${PIPESTATUS} for pipelined commands))
- $# Количество параметров переданных скрипту/функции (number of parameters to script/function)
- $@ Все параметры переданные скрипту/функции, представленные в виде слов (sees arguments as separate word)
- $* Все параметры переданные скрипту/функции, представленные в виде одного слова (sees arguments as single word)
Как правило:
- $* Редко является полезной
- $@ Корректно обрабатывает пустые параметры и параметры с пробелами
- $@ При использовании обычно заключается в двойные кавычки —
$@
Пример:
for i in "$@"; do echo '$@ param:' $i; done
for i in "$*"; do echo '$! param:' $i; done
вывод:
bash ./parameters.sh arg1 arg2
$@ param: arg1
$@ param: arg2
$! param: arg1 arg2
Отладка
Проверка синтаксиса (экономит время если скрипт выполняется дольше 15 секунд):
bash -n myscript.sh
Трассировка:
bash -v myscripts.sh
Трассировка с раскрытием сложных команд:
bash -x myscript.sh
Параметры -v и -x можно задать в коде, это может быть полезно если ваш скрипт работает на одной машине а журналирование ведется на другой:
set -o verbose
set -o xtrace
Признаки того, что вы не должны использовать shell скрипты:
- Ваш скрипт содержит более нескольких сотен строк.
- Вам нужны структуры данных сложнее обычных массивов.
- Вас задолбало заниматься непотребствами с кавычками и экранированием.
- Вам необходимо обрабатывать/изменять много строковых переменных.
- У вас нет необходимости вызывать сторонние программы и нет необходимости в папках.
- Для вас важна скорость/производительность.
Если ваш проект соответствует пунктам из этого списка, рассмотрите для него языки языки Python или Ruby.
Ссылки: